|
…ку под редакцией С.И. Львовой;
- программы по литературе под редакцией А. Кутузова, С.Меркина; - программ новых образовательных курсов «Основы православной культуры», «Основы предпринимательской деятельности», «Мой выбор», курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки; - профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения; - методов дифференцированного обучения; - информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления 2. Анализ реализации целевых программ «Одаренные дети – будущее России», «Здоровье – это здорово», «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание», «Семья», «Ветеран», «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса», «Учебный кабинет», «Информатизация школы»; образовательной программы в рамках введения ФГОС. 3. Анализ данных мониторинга образовательных процессов в школе для дальнейшего совершенствования деятельности школы. 4. Обобщение опыта работы лучших педагогов школы.
Приложение 1 ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ КАК ГЛАВНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Образ выпускника начальной школы (I ступень) Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального образования должны: — освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками); — освоить общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в основной школе; — овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. Кроме этого при обучении и воспитании младших школьников I ступени необходимо учитывать нравственный потенциал (ценностный), который включает в себя восприятие и понимание таких ценностей, как «семья», и «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать плохие и хорошие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников. Познавательный потенциал. Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Готовность к обучению в основной школе. Коммуникативный потенциал. Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность говорить и слушать; способность сопереживать. Эстетический потенциал. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде. Физический потенциал. Соблюдение режима для и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким. Образ выпускника основного общего образования (II ступень) (5-9 классы) Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны: — освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам учебного плана; — приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации; — овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного); — знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей. При обучении и воспитании выпускников 5-9-х классов следует учитывать Нравственный потенциал. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социальные формы и способы самореализации и самоутверждения. Познавательный потенциал. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроках. Коммуникативный потенциал. Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, способность строить и вести неконфликтное общение в различных ситуациях. Эстетический потенциал. Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства. Физический потенциал. Развитие физических качеств. Образ выпускника 11 класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися в III ступени. Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который: — освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; — изучил на повышенном уровне сложности (или углубленно) учебные программы по отдельным предметам; — овладел основами компьютерной грамотности. — знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей. — готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования; — способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям; — ведет здоровый образ жизни. При обучении и воспитании выпускников 10-11 классов следует учитывать Нравственный потенциал. Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей. Оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Познавательный потенциал. Наличие желания и готовность продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний. Коммуникативный потенциал. Сформированность индивидуального стиля общения, владения коммуникативными умениями и навыками. Эстетический потенциал. Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, проявление индивидуального своеобразия в восприятии мира. Физический потенциал. Стремление к физическому совершенству, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Приложение 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1 . Содержание и организация начального общего образования. Учебные программы, используемые в образовательном процессе школы I ступени. Согласно профессиональному выбору учителей, в соответствии с пожеланиями родителей, в соответствии с пожеланиями родителей и особенностями детей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ и нововведений: — Предшкольное образование. 1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей его получения при подготовке детей к обучению в школе. 2. Забота о здоровье детей, их полноценном физическом и психологическом развитии. 3. Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка дошкольного возраста. — Традиционные программы для обучения уч-ся в 1-4-х классов. — Система раннего интенсифицированного всестороннего развития личности, высокое общее развитие, создание основы для всестороннего развития ребенка. — Программа «Перспективная начальная школа». Проблематизация содержания, вариативность процесса обучения, осуществление дифференцированного обучения учащихся. — Введение в учебный план изучения курса , основной целью которого является воспитание любви к Родине, — Введение факультатива «Основы информатики» со 2-го класса учителями-предметниками или учителями начальных классов, прошедших специальную курсовую подготовку «Использование компьютера в УВР» Подготовить уч-ся к адаптации в быстро изменяющемся мире, развитие новых технологий обучения. Организация учебного процесса в школе I ступени. Применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и проблемы. Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы. Успешность реализации поставленных в программе комплекса задач по обучению, развитию, воспитанию и сохранению здоровья зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессиональную компетентную помощь младшим школьникам. Для организации личностно-ориентированного учебного взаимодействия педагогики начальных классов применяют следующие приемы и методы: — приемы создания ситуации успеха; — актуализации обучающихся и интенсификации урока; — игровые ситуации; — методы диалога, диагностики и самодиагностики; — рефлексивные методы и приемы; Для осуществления процесса обучения младших школьников использованы такие педагогические технологии: — методики развивающего обучения; — технология развития критического обучения, проблемного обучения.
Содержание и организация внеучебной деятельности младших учащихся. Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей. В таблице № 1 представлены основные педагогические средства, используемые для развития потенциалов личности учащегося I ступени школы. Таблица «Школа I ступени»
2 . Содержание и организация основного общего и среднего (полного) общего образования.
Учебный план, его инвариативная и вариативные части школы II и III ступени. Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана и соответствующий им набор учебных предметов. Региональный компонент представлен включением в учебный план элективных курсов «Химия и окружающая среда», «Химия в сельском хозяйстве», «Физика в быту»; увеличением на 1 час количества уроков русского языка в 9-х классах и составляет 3 часа в неделю. Школьный компонент содержания образования составляют интегрированные курсы биологии и ОБЖ, увеличением на 1 час уроков химии в 8-х классах, введением в 10-х – 11-х классах урока русского языка (1 час в неделю) в связи и подготовкой к ЕГЭ в рамках профильного обучения (по выбору учащихся). В вариативную часть включены факультативные и индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей. В дальнейшем планируется одним из ведущих принципов отбора содержания общего и среднего (полного) общего образования считать принцип профильной и предпрофильной дифференциации. Учебные программы, используемые в образовательном процессе школы II и III ступени. Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры учащихся. Используются программы профильного и базового уровня обучения.
Приложение 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию у школьников стремления к успеху и ведению здорового образа жизни Обученность и развитие учащихся II и III ступени как важнейшие компоненты образовательной программы Учебный процесс в 5-9-х и 10-11-х классах строится на основе принципов индивидуального подхода к формированию личности школьника. На их реализацию направлены усилия педагогического коллектива. Наряду с традиционной классно-урочной системой и обычного содержания обучения планируется дальнейшее внедрение разных образовательных программ, разработок межпредметных проектов, дальнейшее использование метода проекта для интеграции знаний различных предметных областей, развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей. В школе используется технологии традиционного обучения: - объяснительно-иллюстративное - разноуровнего обучения Технологии развивающего обучения: - развития критического мышления - проблемного обучения - блочно-модульная технология - проектного обучения - учебной дискуссии - информационно-коммуникативные технологии. Организовать планирование и осуществление комплекса мероприятий по реализации инициативы Президента РФ «Наша новая школа», для чего предлагается: - проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, способствующих успешному усвоению УУД учащихся; - введение предпрофильного и профильного обучения, создание учителями программ курсов по выбору и элективных курсов. Целевая программа «Одаренные дети Ставрополья» обеспечивает условия для работы учителей с одаренными детьми. Основные задачи, которые поставил педколлектив: выявить одаренных детей (по предметам) путем проведения олимпиад, интеллектуальных марафонов, выставок, экспертизы научных проектов (НОУ «Олимп»), «Медвежонок», «Кенгуренок», «Инфознайка» и другие интеллектуальные игры; дать максимум знаний при подготовке этих детей. Целевая школьная программа «Русский язык» разработана на основе федеральной целевой программы «Русский язык» и предусматривает социально-значимые направления поддержки русского языка в системе общего среднего образования (введение уроков русского языка в 9-м классе в качестве регионального компонента, в 10-11-х федерального; организация и проведение школьных мероприятий – олимпиад, конкурсов, интеллектуальных игр, создание программ спецкурсов, образовательных программ, освещение работы школы в СМИ). Целевая школьная программа «Мой выбор» разработана авторским коллективом П.Г. Положевца. Цель её – формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, навыков самостоятельного выбора и готовности нести личную ответственность за принятое решение, программа прививает учащимся толерантность, способность к сотрудничеству, развивает чувство ответственности за свою судьбу, формирует у учащихся социальные компетенции человека современного общества; терпение и умение вести диалог; ответственность за свое будущее, социальную активность и творчество, что имеет немаловажное значение на современном этапе. Спецкурс «Вокруг тебя – мир…», подготовленный Международным комитетом Красного Креста как компонент внеклассного чтения на уроках литературы в 5-8 классах, а также как отдельный факультативный курс, дающий возможность помочь учащимся взглянуть на произведение русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права. Целевая школьная программа «Основы православной культуры», цель которой духовное и нравственное воспитание и обучение школьников. Образовательный курс «Основы предпринимательской деятельности» рассчитан на учащихся 10-11х классов, целями и задачами которого являются: - формирование у подрастающего поколения основы знаний о сфере малого и среднего бизнеса; - раскрыть сущность предпринимательства; - дать представление о должностных обязанностях предпринимателя; - познакомить учащихся с основными этапами организации предпринимательской деятельности; - определить основные объекты управления и предпринимательства; - вооружить будущих предпринимателей инструментарием успеха. Воспитательный компонент. Инновационные процессы в области воспитания предполагается направить на решение общешкольных задач по созданию условий для самореализации личности каждого учащегося через совершенствование системы внеклассных работ, дополнительного образования. Для решения этих проблем предполагается: - овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, развития способности к эмоционально-целостному восприятию мира, социума и себя в социуме; - развитие системы самоуправления учащихся; - путем различных внеклассных мероприятий создавать условия для развития таких значимых качеств личности, как дисциплина и ответственность, достоинство, порядочность, толерантность, креативность, рефлексию на свои поступки; - предполагается привлечь родителей учащихся выпускников школы к работе по гражданскому воспитанию учащихся путем создания дискуссионных клубов по интересам, клубов выпускников; планируется уделить большое внимание открытию и развитию школьного музея как средства формирования гордости за свою школу; - предполагается расширение деятельности педколлектива по реализации школьной программы «Семья» в связи с увеличением числа проблемных, неполных семей и ослаблением воспитательных процессов. Исходя из этого, основными целями программы «Семья» является психолого-педагогическое просвещение, коррекция семейного воспитания, изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; - уделить особое внимание работе с опекаемыми детьми; - планируется обратить внимание на важность работы психологической службы, социального педагога для планомерной и своевременной диагностики с целью предупреждения негативных явлений в обучении и воспитании. Реализуя приоритетные направления инициативы Президента РФ «Наша новая школа», предполагается: - активное развитие школьной программы по «Профилактике злоупотреблений психоактивными веществами», целью которой является обеспечение условий для пресечения незаконного потребления психоактивных веществ и создания условия для воспитания у учащихся негативного отношения к их потреблению; - усилить работу по реализации школьной программы «Об экстренных мерах по борьбе с детской безнадзорностью», целью которой является предотвращение роста детской безнадзорности в микрорайоне школы и выполнение Закона № 52-КЗ. Предполагается активизировать взаимодействие с межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних, повысить эффективность подворовых обходов; принять меры по недопущению вовлечения учащихся в нетрадиционные религиозные объединения и секты, что оказывает негативное влияние на воспитание, психическое и физическое развитие школьников. Создать систему многоуровневой работы с родителями. Реализуя программы «Ветеран», «Патриотическое воспитание школьников», предполагается решение ряда задач по формированию подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества, готовность к его защите, а также помощь и забота о людях старшего поколения, ветеранах Великой Отечественной войны и учителях-пенсионерах. Здоровье учащихся как один из компонентов образовательной программы школы. Ориентируясь на инициативу Президента РФ «Наша новая школа», школьную программу «Здоровье- это здорово!»», задачи школы по созданию условий для спортивно-массовой и оздоровительной работы, необходимо уделять больше внимания проблемам здоровья школьников, формирования здорового образа жизни и нетерпимости ко всему, что называется человеческими пороками; - дать необходимый минимум знаний в области гигиены; формировать половое самосознание учащихся; - планировать ежегодный медосмотр и санацию зубов школьников; - составлять расписание уроков только в соответствии СанПин, где исключить случаи нетрадиционного распределения учебных занятий; - устранить перегрузку домашними заданиями и предотвратить утомляемость школьников на уроках ( проводить физкультпаузы, гимнастику для глаз, переключение на различные виды деятельности); - более эффективно использовать спортивные залы, площадки во внеучебное, вечернее время; - считать проблему организации горячего питания одной из самых важных стратегических задач, от решения которой зависит здоровье будущего поколения; стремиться обеспечить горячим питанием стопроцентный охват школьников; - ежегодно планировать мероприятия по летнему отдыху и оздоровлению учащихся (в том числе опекаемых); планировать открытие лагеря дневного пребывания учащихся 1-5 классов и предметных лагерей для учащихся 6-8х классов (английский язык, французский язык, экологический и т.п.).
Приложение 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 1. В школе ведется планомерная работа по повышению профессионального мастерства педагогов: систематическое прохождение курсовой подготовки, своевременная аттестация, участие учителей в школьных и районных семинарах, работа над избранной темой самообразования, обобщение педагогического опыта работы. В последние годы уделяется большое внимание изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
2. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Кроме традиционных ШМО в школе планируется создание творческих групп, профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими… Продолжение » |
|